В апреле дорожно-эксплуатационная компания ПБС активно начала работы по текущему среднему ремонту дорог государственного значения. В частности, в Ивано-Франковской области приступили к ремонту дороги Н-10, Стрый - Мамалыга. По сравнению с прошлым годом, денег на ремонт дорог из государственного бюджета выделено почти вдвое меньше. При имеющемся финансировании и привычном для ПБС темпе, работы завершатся к августу. Больше об этой ситуации знает начальник Службы автомобильных дорог в Ивано-Франковской области Василий Буджак. Он спокоен, ведь ремонтно-строительный сезон только начался, кроме того, финансирование может быть выделено из других источников.
- На ремонт дорог государственного значения в пределах Прикарпатья Кабинетом Министров Украины выделено 450 000 000 гривен. Василий, на какие дополнительные источники финансирования надеетесь, чтобы продолжить запланированный в этом году ремонт?
- 450000000 - это то, что мы уже видим "черным по белому". Но надеемся, что как минимум 150 000 000 будет выделено из государственного фонда регионального развития. К тому же, по итогам квартала или полугодия, правительство должно выдать новые уточненные документы по выделению средств, ведь будет видна картина по исполнению бюджета в целом по Украине. Есть еще один источник финансирования - таможенные пошлины. Но боюсь, что там рассчитывать не на что. По сравнению с прошлым годом, значительно повысили плановые показатели по итогам первого квартала. Таможня недовыполняет план, а на дороги идет только сверхплановое выполнение. Поэтому шансов там мало.
- Сколько километров дорог на территории области планируем отремонтировать?
- В прошлом году мы сделали 180 километров дорог, и в этом году планируем сделать не меньше. Но опять же, все зависит от того, будет ли финансовое обеспечение. И я бы хотел заметить, что эти цифры относительны, ведь работы на прошлогодних участках еще не завершены. Большинство дорог мы сделали только в нижнем, выравнивающем, слое асфальтобетона. Сейчас надо стелить верхние слои. Если мы их сдадим в эксплуатацию, то получится примерно такая же цифра. Люди не понимают всех нюансов и об этом надо говорить. С 2015 года мы отремонтировали чуть более 300 километров дорог государственного значения из тысячи - это, в общем, неплохой показатель. Получается, что за 5 лет мы можем отремонтировать все дороги государственного значения в нашей области. Эту стратегию мы разрабатывали еще в 2015 году, и ее до сих пор придерживаемся. У нас есть опыт выполнения работ на сумму миллиард-миллиард двести тысяч гривен. В этом году мы бы хотели не уменьшать объемы. Теперь нам надо отремонтировать дорог на сумму хотя бы миллиард триста. И нас не пугает такая большая цифра, потому что мы видим, что можем это сделать. Но есть очень много факторов и рисков: если бы это было финансирование из областных ресурсов, то можно было бы понимать четко, но когда это часть общенационального проекта, трудно что-то предсказать. Например, в Киеве посмотрят, что у нас уже треть дорог готова, а в какой-то области и десятой части еще нет. Может быть перераспределение средств.
- Известно, что первоочередным в выполнении государственного плана является ремонт автомагистралей. Особенно тех, которые совпадают с международными коридорами. По территории Прикарпатья проходит такая дорога. Но ее почему-то еще не ремонтируют.
- Да, международная дорога М-12, Стрый - Знаменка. На территории нашей области есть 33 километра этой дороги. Она проходит через Рогатин, Пуков, идет на Бережаны, Тернополь, Хмельницкий, Умань. Мы разработали проект ее реконструкции. Дорога должна расширяться. Но пока я бы не хотел что-то конкретизировать. По состоянию на сегодня, нам экономически важнее дорога Н-10, Стрый - Мамалыга. Сейчас мы делаем все возможное, чтобы ее включили в международный транспортный коридор, т.к. она соединяет кратчайшим путем страны Евросоюза - Молдову с Польшей или Словакией. Неделю назад мы начали ремонт Калушского направления. Хочу объяснить логистику такого ремонта отдельными участками, которыми занимается ПБС. В первую очередь исходим из того финансирования, что у нас есть. Нам не хватает ресурсов, чтобы отремонтировать всю дорогу сразу, поэтому вынуждены сначала ремонтировать те участки, которые являются худшими. Объездная Ивано-Франковска. Почему начали именно оттуда? По правде говоря, мы хотели сразу идти на Калуш и Долину. Там ситуация очень печальная. Но в районе авторынка после зимы образовались большие ямы. Техника с материалами для ремонта идет из Надворной и везти материал по таким ямам было бы логистически неправильно. Кроме того, у нас очень тяжелая ситуация с дорогой Р-21, Долина - Хуст, которую тоже следует отремонтировать как можно скорее.
- Последняя упомянутая Вами дорога - регионального значения. С первого января она, как и все остальные местные дороги, - передана в подчинение областной государственной администрации. Проходит четвертый месяц реформы. Что изменилось за это время?
- Понимание есть, перспективы видим. Но оценку давать еще рано. По моему убеждению - это правильный стратегический путь для государства. Потому что когда под контролем Киева такая огромная сеть дорог, трудно добиться результата. Как будет проходить? Конечно, неоднозначно и не безболезненно. Но я приведу конкретный пример: 278 000 000 гривен в этом году будут потрачены на дороги местного значения. Ни разу за год такая сумма не тратилась еще на содержание и ремонт таких дорог. Что касается практики и непосредственной работы на дорогах со стороны ОГА - у них еще нет мобильного структурного подразделения, который мог бы обеспечить выполнение этих работ. Поэтому они поручают службам автомобильных дорог этим заниматься. И это правильно. Мы выполняем то, что выполняли, но частично уже не под руководством Укравтодора, а на добровольных общественных началах.
- Одной из наибольших проблем дорожной инфраструктуры являются мосты. Их львиная часть требует неотложного ремонта. В частности, существует мнение, что мост в селе Ланчин не выдержит тяжелой техники ПБС, которая должна ремонтировать там дорогу. Как будем выходить из положения, чтобы привести мосты в пригодное состояние?
- Многие называют мосты аварийными. Замечаю, что состояние мостовых переправ делится на три категории: "пригодны к эксплуатации", "частично пригодны" и "непригодны". Ведь если называть мост аварийным, то есть непригодным, надо его закрывать и останавливать движение транспорта. Частично пригодных в области насчитывается десятки, а то и сотни мостов, при общем количестве 1173. Это огромная проблема, на ликвидацию которой нам не хватит не то что государственного, но и европейского финансового ресурса. Этим мостам уже более 50-70 лет. Их все надо отремонтировать согласно современным требованиям. Но я рад, что теперь нам будет помогать областная государственная администрация. По мосту в Ланчин: ПБС в ближайшее время приступит к текущему мелкому ремонту, кроме того, надо укрепить опоры. А тогда уже займемся текущим средним ремонтом. Кстати, в этом году мы будем достраивать два моста - в Косов и в селе Сивка Войниловская. Для этих работ нужен грамотный подрядчик, надеемся, что это будет ПБС.
- Прорыв в ремонте дорог на Прикарпатье начался в 2015 году. Это год, когда Вы, Василий, стали начальником областной САД. Вы довольны качеством ремонта дорог, которые есть в области?
- Практика показала, что есть смысл делать дорогие проекты и делать все качественно. Одна фирма нас обвиняла в том, что мы ставим высокие технические требования. Но это оправдывается. Например, дорога Р-24. Часть ее делала Ивано-Франковская фирма Дорстрой-ЛИМ. Согласно тогдашнего проекта, они просто выравнивали дорожное покрытие и укладывали два слоя асфальтобетона. Эти работы можно отнести к текущему мелкому ремонту. Сейчас там уже ямы, особенно на отрезке от Косова до Пистыня. То, что делал Дорстрой-ЛИМ - уже не проходит. Нужно применять технологии с укреплением основы и усиленным покрытием дорожного полотна. А эта фирма подает на нас в суд. Но мы же не виноваты, что у нее нет соответствующей материально-технической базы. Мы не запрещаем здесь работать «Онуру» или «Техно-Строй-Центру». Они могут играть на равных с ПБС, а Дорстрой-ЛИМ не может. Все эти суды тормозили работу, но мы выиграли все. По Кривопольскому перевалу, который должна была делать последняя фирма, договор расторгнут. Теперь проводим корректировку проектной документации, после чего по новому будет объявлен тендер.
- Согласно рейтингу качества дорог от The World Economic Forum Украина занимает 137-е место из 144. В Европе строят такие дороги, которые выдерживают десятки лет, а у нас такое даже не рассматривается. Почему в Украине со строительством новых дорог все так плохо?
- Нельзя иметь дороги европейского качества, и в плене развития оставаться в Советском Союзе. Общество должно гармонично развиваться. Могу привести десятки примеров, когда на только что уложенный асфальт выезжает машина, оставляет кучи грязи на дороге. Вы сами не видите, сколько мусора на обочинах? Да, действительно, в Украине не строится новых дорог. Капитальных расходов в государстве на такое строительство не предвидится. Построить дорогу сложнее, чем построить 9-этажный дом. Нужно учитывать геологию, просчитать все так, чтобы не было оползней, подтоплений. Нагрузки невозможно предусмотреть на 100 процентов. В этом сложность. Нам надо, как в военные годы - рассчитывать строительство дорог на движение танков, т.к. наши фуры еще не тяжелее танков, но приближаются по массе (смеется). Сейчас Укравтодор только разрабатывает проект концессионных дорог. Платными могут стать две дороги по маршрутам Киев - Белая Церковь и Львов - Краковец. По нашей области: кроме дороги на Буковель, которая была построена десять лет назад, ничего подобного не предвидится.
- С организацией безопасности дорожного движения ситуация лучше?
- Да. Мы уже начали глобальную работу. В этом году появилось «ноу-хау»: с января заработал дорожный фонд, которым предусмотрено 5% средств на безопасность движения. Это очень хорошо, ведь на это никогда в Украине не хватало средств. И это понятно, потому что если у нас нет нормальной дороги, то как мы можем говорить о отбойниках, островках безопасности, современных знаках, дорогостоящей пленке, которая видна в любое время года и прочее? Если у тебя три тысячи дорог местного значения в плохом состоянии, что ты будешь там делать по безопасности движения? Люди просят элементарный проезд, а я им буду рассказывать про навороченные пленки к дорожные знаки? А вот уже на тех участках, которые отремонтировали, мы заставляем фирмы ставить современные дорожные ограждения, мы уже перешли на шумовые пластиковые разметки. У нас они сделаны в Яблунице, на дороге Львов - Ивано-Франковск, сейчас будем ставить на дороге Ивано-Франковск - Коломыя, вплоть до границы с Черновицкой областью. Пешеходные переходы у нас теперь красно-белые. В Бурштыне, при содействии местной власти, мы сделали так, что каждый переход на дороге Н-09 подсвечивается. Мы сейчас в числе пяти областей, которые выиграли конкурс и попали в правительственную программу по установке новых светофоров, обустройству пешеходных переходов и островков безопасности, на общую сумму около 90 000 000 гривен. Еще продолжаются различные стадии отбора и проектирования. Но это уже большое достижение, т.к. даже если по 20-40 миллионов в год мы будем получать, то сможем сделать разделительные полосы с барьерным ограждением на всех наших дорогах, где есть четыре полосы для движения. Километр такого ограждения стоит миллион двести тысяч. И это если дешевого. Люди хотят все и сразу. Так не бывает. На все не хватит денег. На эксплуатационное содержание нам выделяется 12 процентов средств от потребности. Есть много форс-мажоров. К слову, нынешняя зима принесла убытков на 40 000 000 гривен. Да, Прикарпатье показало всей Украине пример, как следует содержать дороги в зимний период. Теперь люди хотят, чтобы мы немедленно нанесли европейские разметки и кругом поставили новое барьерное ограждение. А за какие деньги ликвидировать ямы или ремонтировать мост в Ланчине?