Украинские дороги строят фирмы-прокладки местных "царьков", которые заинтересованы в том, чтобы одна и та же автотрасса ремонтировалась каждый год. Депутаты от "Укроп" подготовили законопроекты о двухуровневый контроль за дорожным строительством. Местная власть должна определять, какие именно дороги ремонтировать в первую очередь, а центральная власть - контролировать исполнителей этого ремонта.
В Украине плохие дороги - это подтвердит каждый водитель. Но можно сказать, что автодороги совсем не ремонтируют? Нет. Любой областной и районный чиновник отчитается вам о заасфальтированы километра - и это не будет ложью. Да и сами украинцы могут воочию увидеть работающую дандророжню технику и рабочих в оранжевых жилетах.
В чем же проблема? А проблема - в качестве ремонта. Я лично могу показать несколько дорог в моей родной Ивано-Франковской области, которые были капитально отремонтированы год-два назад - и уже практически развалились. Думаю, вы тоже покажете такие дороги в вашем регионе. Скоро их отремонтируют снова - и они так же не переживут даже одной зимы. Причина - коррупционная схема, по которой строится львиная доля украинских автодорог. Тендеры выигрывают фирмы-прокладки. В основном они принадлежат местным "царькам", чиновникам или депутатам, которые благодаря децентрализации получили в свое распоряжение большие средства. Эти фирмы-прокладки делают ремонты по устаревшим технологиям - фактически латают ямки. Или делают вид, что латают. Как депутат из Ивано-Франковска я вижу, что происходит в этом городе. Местная правящая коалиция - это симбиоз "Свободы", МЧП и "Батькивщины". Они привлекают к ремонту дорог фирмы-прокладки с сомнительной репутацией и устаревшими технологиями, не давая возможности участвовать в тендерах крупным игрокам с качественными ремонтами. Эта вроде "новая" власть оказывает точно так же, как было раньше: сделали кое-как, получили свое, потерли руки и скрылись.
Кстати, это еще не худший результат - по крайней мере один год водители ездят по более-менее нормальном асфальта. Но бывает и так: маленькая локальная фирма без опыта и репутации предлагает цену значительно ниже рыночной, и, конечно, выигрывает тендер. На бизнес-результаты этой фирмы заниженная цена никак не повлияет, ведь она вообще не собирается ремонтировать дорогу. Ее задача - выиграть тендер, взять предоплату и исчезнуть. Искать деньги, которые потеряло государство, никто не будет, ведь эта фирма, как мы понимаем, принадлежит влиятельному местному "царьков". Я и мои коллеги-депутаты из "Укроп" предлагаем сломать эту коррупционную схему. Для этого нужен общий контроль за сооружением дорог - как со стороны центральной власти, так и со стороны местных. Такой контроль предусмотрен в законопроектах, которые мы предлагаем вынести на рассмотрение Верховной Рады. Первый документ мы уже подготовили - это законопроект №7476-1 "О внесении изменений в статью 103-1 Бюджетного кодекса о согласовании использования средств территориальных дорожных фондов органами местного самоуправления".
Дело в том, что с 1 января 2018 года полномочия по управлению автомобильными дорогами общего пользования местного значения отнесено к подчинению областных государственных администраций. ОГА обязаны согласовывать перечень ремонтируемых дорог местного значения, а также улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах с "Укравтодором" и комитетом Верховной Рады по вопросам бюджета. Однако в действующем законодательстве отсутствует требование о согласовании таких объектов с органами местного самоуправления, в том числе с областными советами. Это ставит под угрозу взят государством курс на децентрализацию, который предусматривает расширение полномочий органов местного самоуправления и, в частности, переподчинение дорог местного значения органам власти на местах.
Децентрализация - это европейская практика. Например, в Польше строительство дорог местного значения осуществляют исполнительные органы гмин и уездов - выборных органов местного самоуправления. А в Германии вопрос сооружения дорог местного значения входит в сферу деятельности земель и общин. В то же время мы зарегистрировали в парламенте законопроект № 7475-1 "О внесении изменений в статью 3 закона" Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины "относительно согласования использования территориальных дорожных фондов органами местного самоуправления". Документ предусматривает дополнение действующего законодательства нормой, согласно которой перечень ремонтируемых автодорог местного значения, а также улиц и дорог коммунальной собственности должно согласовываться с областными советами.
Это децентрализация - но пока без живых денег, которые передаются органам власти на местах для строительства магистральных дорог. Потому что местные "царьки" еще не готовы к полной децентрализации, а правоохранительная система не готова бороться с их злоупотреблениями. Вместе с тем, местные власти должны иметь совещательный голос. Ее задача - сказать: слушайте, сколько можно ремонтировать одну и ту же дорогу из года в год? И указать те автодороги, которые нужно починить в первую очередь. То есть местная власть не получает деньги «на руки», но определяет, куда именно должны пойти эти средства. Это - высший пилотаж контроля.
Мы планируем подать в парламент еще один законопроект, который, наоборот, дает центральной власти инструменты контроля над местными органами. Он сделает невозможным участие в тендерах фирм-прокладок, которые не имеют опыта и готовых объектов. Тогда местные "царьки" не смогут продвигать свои фирмы, которые не соответствуют критериям качества и не имеют положительной репутации. Мне трудно сказать, насколько велики шансы наших законопроектов стать законами. По крайней мере депутаты от "УКРОП" предложили действующей коалиции их поддержать. Если законы не пройдут, мы с моими однопартийцами назовем фамилии людей, которые их заблокировали. И все будут знать, кто именно поддерживает фирмы-прокладки и отмывает на этом деньги.
Александр Шевченко, народный депутат от "УКРОП".