Команда туристического комплекса «Буковель» объединила опытных специалистов из разных областей и видов деятельности. Есть здесь и профессионалы по строительству, ремонту и эксплуатации автомобильных дорог, которые в своей работе опираются исключительно на использовании новейших технологий и новаторских подходов. Среди них начальник службы автомобильных дорог ТК «Буковель» Михаил Литвинюк, с которым пообщался наш корреспондент.
Михаил, как известно, традиционно у нас говорят о двух «бедах», одна из которых - дороги. Другая беда - были дураки, сейчас - коррупционеры. В Ивано-Франковске ситуация с дорогами просто ужасна. То есть, с их состоянием. Гости, которые приезжают в областной центр Прикарпатья, говорят, что таких разбитых дорог, как в Ивано-Франковске, нет больше нигде в Украине. В чем же причина?
Не могу утверждать, а только предполагать, т.к. к дорогам в Ивано-Франковске отношения не имею, разве что езжу по ним. Но приходит на ум пословица: «Бедный, потому что глупый», это относительно технологического решения проблем. Или же деньги, которые все-таки выделялись на дороги, путешествовали не в том направлении.
Если работать традиционно и без изменений в технологиях 50-летней давности, даже если придерживаться их, результат будет существенно дороже, а о европейском качестве (а главное, надежности) и говорить нечего.
Уже как анекдот выглядят у нас на дорогах женщины с лопатами, что разгребают асфальт и мужчины с чайниками, из которых они поливают смолой те ямы, которые латают
Бесспорно. В XXI веке эти технологии выглядят смешными. И грустными одновременно.
Например, я недавно просматривал бюджет ремонта улицы Набережной. Говоря откровенно, он меня удивил.
Во-первых, проект готовил почему-то не Облавтодор, а какой-то из институтов, причем создается впечатление, что бюджет сделан специально «под кого-то».
Во-вторых, объездная дорога рассчитана на серьезные нагрузки. Нынешнее состояние основы дороги ужасно. Она или практически уничтожена, либо не соответствует нынешним, а тем более - будущим требованиям трафика. По моему мнению, там прежде всего нужно самое главное - проводить ремонт и усиление основания.
В бюджете же речь идет, за небольшим исключением, о ямочном ремонте черным щебнем (такого материала в Европе уже не помнят!), им же выравнивают, далее - один слой асфальтобетона, который накрывается ЩМА.Чтобы было понятно для общественности, материалы прошлого века накрываются сверхдорогим современным слоем износа (т.н. ЩМА, щебенно-мастичным асфальтобетоном), который продуцируется только на современных заводах и требует исключительного внимания к изготовлению и укладке.
Скажите мне, где у нас в области, а то и в целом западном регионе, есть хоть один такой завод или дорожные фирмы, оборудованные современной техникой в достаточном объеме? Хорошо, Бог с ним, с этим ЩМА, но где же существенный ремонт и усиление дорожного основания? Мы что, опять закапываем деньги в асфальт чтобы через три года барахтаться в ямах!?
Понимаете, делая покрытие дороги, не ремонтируя качественно основу, мы в обозримом будущем получим на поверхности все дефекты нижних слоев в виде трещин, просадок, а впоследствии и ям. Создается впечатление, что нагоняя цену проекта за счет покрытия, они забывают для чего эта дорога должна служить. Деньги на ветер.
В СМИ озвучена сумма ремонта Набережной в 57 000 000. Это реальная цена? Я имею в виду отношение «цена/качество». За какую стоимость это можно сделать лучше, качественнее?
Цена, которая озвучена, при использовании устаревшего методе выполнения работ - реальная, конечно, если не воровать.
Но я убежден, что проезжую часть дороги можно отремонтировать гораздо дешевле, плюс дополнительно - с ремонтом основания! И сделать ее реально «европейской», с гарантией на десятилетия.
В нашей службе автодорог ТК «Буковель» есть уникальная для Украины техника. Например, ресайклер, что способен в комплексе с другими машинами, перемалывая каменный материал и остатки старого асфальта непосредственно на дороге с одновременным добавлением различных вяжущих материалов, восстановить их утраченную несущую способность. Таким образом, мы не вывозим старые материалы (например, асфальтовую стружку) и не завозим новые, а только восстанавливаем и усиливаем работу того, что уже есть на месте. Кроме того, уничтожаются все трещины в старой основе и нивелируется ее приобретенное напряжение.
Для защиты покрытия дороги слоем износа мы используем современную машину немецкого производства «Шафер», которая с достаточно высокой скоростью (3-5 км/ч), создает покрытие дороги по технологии литых эмульсионных смесей. И, поверьте, это далеко не все. Это техника на миллионы евро. Такой техники в нашей области нет, а в Украине - единицы!
С самого начала на «Буковеле» Александром Леонидовичем генерировалась и поддерживалась идея строить все, что возможно, опираясь исключительно на новые технологии. Одним из первых с чем мы столкнулись - это дороги. Дороги - это наша беда, на «Буковеле» их тогда не было вовсе.
Строительство дорог можно разделить на две категории: строительство новых и ремонт уже существующих.
«Буковель» - это строительство новых дорог в тяжелых карпатских условиях: переувлажненные грунты, на участке в 100 метров можно найти несколько видов почвы и горных пород с разной гидрогеологией (выход грунтовых вод в любом месте), большие уклоны - это сложности горных дорог...
Первой машиной, что мы приобрели стал ресайклер фирмы «Wirtgen», предложенный немецкими специалистами.
Используя то, что есть на месте, экономя ресурсы, - мы закладываем основу под дорогу. Далее для этой же машины рассыпаются щебеночные смеси, затем добавляется цемент, далее через машину пропускается вода и методом смешивания мы получаем бетон (опять же) на месте. Это основа под дорогу, а дальше все просчитывается в зависимости от интенсивности движения, от нагрузки на покрытие, хотя в принципе, эта основа может сразу же служить дорогой. Ресайклер у нас был один из первых на Украине. На первых порах, у нас работал работал немецкий технолог, а затем наняли эксперта из киевского НИИ, чтобы проследить за процессом, получить консультации. Это принцип Шевченко - все должно быть «по науке», в совершенстве. Эксперт приехал и, в принципе, сам набирался опыта, делал записи. Мы много делали опытов, экспериментировали.
Мы этим занимаемся уже 8 лет и имеем колоссальный опыт в сложных условиях. Сравнить, скажем, условия в Одессе, куда мы ездили рассказывать о наших ценах и технологиях, и местные, «карпатские», - это небо и земля. Во-первых, новая технология требует тепла. Во-вторых, рельеф. На восьми километрах одной из построенных нами дорог есть более трех точек, высота которых более 1100 метров над уровнем моря. Можно себе представить условия. А в Одессе сухо, тепло. Что касается машин, то к ресайклерам идут в комплекте машины, через которые прокачивается вода, комплекс катков, не менее трех, грейдер, он у нас хороший, американский.
Но вернемся к Набережной.
Когда несколько лет назад на этом отрезке был сделан ямочный ремонт от моста до "кольца", и одну часть со стороны Галицкой было покрыто смесью, о которой я рассказывал (очевидно, технику откуда-то завезли), а другую, не доезжая до заправки, - нет, то первый участок продержался три года без никаких ремонтов, а на другом участке весной все "сошло" вместе со снегом. Относительно проекта ремонта Набережной, то мы даже не знали, что есть этот проект сейчас, - узнали из СМИ.
Чуть больше месяца назад мы с Александром Шевченко проехали по набережной, и он тогда начал думать о том, чтобы сделать хоть что-то, чтобы дорога стала проезжей - за счет собственных средств, средств заинтересованных инвесторов, предприятий. Мы тогда посчитали, что для того, чтобы отремонтировать дорогу, нам необходимо было где-то в районе 6-8 миллионов на материалы. Обеспечение техникой Шевченко брал на себя - мы дали бы бесплатно технику для города. Насколько я знаю, такой техники нет в западных областях. Несколько единиц было у серьезных, крупных фирм. При подготовке к еврочемпионату по футболу, маститые фирмы строили аэропорты, дороги. К нам не один раз звонили и просили сдать ее в аренду. Мы отказывались, Шевченко ее (технику) очень берег. Итак, по нашим предварительным подсчетам, текущий ремонт с обеспечением комфортного проезда обошелся бы до 10 000 000 гривен.
Но если мы говорим о капитальном ремонте с дорожной инфраструктурой - она, конечно, будет дороже. Как по мне, если делать эту дорогу так, как предлагают в проекте - лучше вообще ничего не делать. Дороги нельзя делать несеръезно, «на год-два». Да еще и за такие бешеные деньги!
Итак, технологически - что бы мы предлагали по Набережной? К тому, что еще осталось от дороги, - добавить буквально 10 сантиметров свежего каменного материала, вяжущего материала (цемента или битума), все это перемолоть и с помощью нашего парка техники - усилить несущий слой дороги. Сверху нанести выравнивающий слой асфальтобетона. Затем - еще один, несущий, слой асфальтобетона, и затем, сверху, - «слой износа», машиной для литого покрытия.
То есть мы экономим 30-40 процентов от суммы около 57 000 000?
Очевидно, что да. Но за значительно меньшую сумму город получил бы практически новую дорогу европейского качества. Могу сказать Вам одно, мы уже примерно просчитали отдельно стоимость проезжей части Набережной (без дорожной инфраструктуры - тротуара, освещения и т.д.). С усилением основания, двумя слоями асфальта и покрытием асфальтобетоном, экономия бюджетных средств составит около 30%. А уличное освещение, например, мы посчитали современное - это 300 000 гривен на километр.
Но тот бюджет, который сейчас предлагают по ремонту дороги, не исключено, что пересчитают и он будет еще больше, из-за подорожания топлива и материалов. А мы (за ненамного большие деньги), сделали в Буковеле, в гораздо более сложных условиях, 8.5 километров горной дороги! Полностью новой, «по целине», с нуля!
Всего на этих средств, которые предлагается потратить на сомнительного качества ремонт, нашей техникой и новейшими технологиями мы бы и Набережную сделали проезжей - отремонтировали бы основу и залили асфальтобетоном (а дополнительные слои асфальта положить можно и позже - после улучшения бюджетной ситуации в городе и государстве), и еще б полгорода - десятка два дорог отремонтировали - быстро, качественно и с гарантией.
Мы наконец должны научиться думать, анализировать и считать деньги. А кое кто видит своей задачей лишь «освоить» средства с максимальной выгодой для своего кармана.
То есть, если сделать нормальную основу и раз в 3-5 лет восстанавливать защитный слой покрытия, - будет нормальная, «европейская», дорога?
Да, но главное ее не запускать, как делают это сейчас. А касательно заливки верхнего слоя - это вопрос 2-3 миллионов раз в 3-5 лет (в зависимости от климатических условий). У меня такое ощущение, что никто не был даже заинтересован, чтобы делать качественно и экономно. Меня удивляет, что «никому ничего не надо». Иногда посмотришь в проект и не понимаешь, для чего его делали. Черный щебень, который заложили в цену - это начало прошлого века! Дорого и некачественно. Еще одна деталь - проектные организации берут деньги за проект в процентном отношении от стоимости строительных работ, - значит они заинтересованы в увеличении стоимости. Это нонсенс. Им напротив должны доплачивать за экономию!
А ваши навыки, опыт, техника? Они никому в области не интересны?
Нет... Одна из причин кроется в том, что Александр Шевченко сказал твердо - никому ни копейки так называемых «откатов» мы не дадим. У нас есть качество и цена работы меньше средней по Украине. Будет спрос и предложение от власти, - выполняем работы. Не будет, - в их коррупционные схемы мы не играем! К слову, у нас работают специалисты, которые раньше работали в крупных дорожных фирмах. Сумма откатов, фактически кражи из бюджетных средств - до 40 процентов. Поэтому мы и «неинтересны» власти.
Как можно решить проблему с городскими дорогами?
Проблема комплексная. Но каждый долгий путь начинается с первого шага. Мы можем предложить свои услуги по ремонту Набережной. Мы готовы взять центр города. Там, если немного шлифануть неровности и полить свежими слоями износа, дороги будут служить и служить, не надо там будет каких-то «сверх-работ». Дороги будут иметь приличный европейский вид.
Вы готовы взять, скажем, фрагмент Набережной, чтобы потом можно было сравнить с тем, что делают другие?
Без проблем. Это, конечно, не мне решать, но у нас есть все необходимое оборудование. К тому же, нам сейчас нужно еще сделать около двух километров дороги на территории «Буковеля», площадки для парковки и так далее. Но к нам начинают обращаться из других регионов. Недавно мы ездили в Одесскую область. Там председатель ОГА - новый, прогрессивно мыслящий человек. Мы озвучили свои технологии и цены, которыми многих там удивили.
Есть предложение сделать там дороги способом устройства основания, том, о котором я рассказал вам в начале. Процесс достаточно быстрый, те дороги, которые планируем делать по 4 метра шириной, - вполне реально делать там и 3, и 4 километра в день.
Мы встретились с заместителем губернатора. Не более 15 минут разговора. Поинтересовался, какие работы выполняем, видно, что человек грамотный, знаком с сутью дела. Диалог конструктивный, короткий: цена - ответил, какие объемы работ способны выполнить - ответил, суть работ - ответил. Все. Он говорит: «Эту работу будете выполнять вы». Назначил чиновника держать с нами контакт. И все завертелось. Это и есть нормальный, государственный подход к делу. Наверное, таких времен ждал Александр Леонидович, не выходя с техникой за пределы туристического комплекса, говоря что «я никому не дам ни копейки, так называемого отката».
К вам обращалась власти города, области, - с просьбой помочь сделать какие-то дороги, или хотя бы за консультациями?
Ко мне лично никогда.
А почему? Вы делаете дешевле и качественнее, а они хотят делать некачественно и дорого? В чем смысл? Где логика?
Это вопрос не ко мне. В нашей стране логику найти трудно и, думаю, что не только в дорожном строительстве. Складывается впечатление, что все уже заранее договорено. Судя по данному проекту, возникает ощущение, что оно уже под кого-то сделано. Мне трудно судить, для этого есть Облавтодор, люди в администрации.
А какие гарантии ваших работ, как ведут себя ваши дороги во времени?
Была ситуация, когда мы испытывали дороги «Буковеля» тяжелыми машинами. Во время строительства озера нам пришлось работать тяжелыми самосвалами по нашей, еще тогда недостроенной, дороге. К тому времени залит был только один слой асфальта. Грузовые «мерседесы» с 40 тоннами грунта, вместе около 60 тонн в повороте (представьте себе, какие это большие боковые нагрузки!), но наша основа осталась такой, как была. Должен отметить, что рассчитывали мы наши дороги на значительно меньшие нагрузки. Надо учиться работать качественно, иначе просто не может быть.
Лучше с таким не шутить, особенно если все это так дорого.
Но если вы вывезете свою технику в Одессу, то в Ивано-Франковске вы не сможете ничего делать?
Там оно получается как-то проще. Будет проще с технической документацией, мы быстро сделали - и ушли. Здесь, в Ивано-Франковске, не знаю, объявлен ли тендер, а он должен идти не менее 40 дней. Кто его выиграет, - неизвестно. Каковы способ и технология выполнения работ? Позволят ли государственные структуры в городе делать, так, как мы считаем нужным, - по новым технологиям?
Скажем, то, что мы делаем на «Буковеле» - наши личные проблемы, деньги и ответственность, а то, что делается здесь - должно соответствовать технической документации. У нас ДБН практически послевоенные. Мир пошел уже далеко вперед. Машины, мощные двигатели, новые материалы. Наша нормативная база в строительстве, на мой взгляд, явно не соответствует реалиям времени. Для внедрения новых технологий нужна «политическая воля» власти. Кто-то не хочет это все воспринимать, а кому-то и не выгодно... Кому лучше дорого и некачественно, чем дешево, быстро и по-европейски...
Мы дадим свое предложение, но будет ли оно принято к рассмотрению, будет ли вообще кто-то рассматривать, или плюнут на него и из этого ничего не получится?
Ну, по имеющейся проектной документации, в том виде, в котором она сейчас есть, я думаю, что мы работать не будем. Даже в том случае, если выиграем тендер. Это деньги на ветер. Фактически мы могли бы, например, в Одессе, при содействии местных организаций, за 40-50 дней, заявленных 100 километров дорог сделать. Пока здесь будут решаться все бумажные проблемы, мы можем вернуться. При доброй воле руководства, купить еще один комплект машин - не вопрос. Есть лизинг, партнеры за рубежом. Так что, если есть конкретные работы - без проблем. Есть люди, есть опыт. Вопрос только - движемся ли мы вперед вместе с остальным миром, или остаемся в прошлом?